ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Этой осенью человечество поделится на тех, кто празднует 100-летие Великой революции, и тех, кто считает, что Великая революция произошла 500 лет назад.
Статья опубликована в "Совершенно секретно - Украина" №11 за 2017 г.
Все материалы раздела "Политическая история"
Все заметки про историю бизнеса
Дело доктора Лютера
Согласно преданию 31 октября 1517 года 34-летний профессор теологии Виттенбергского университета доктор Мартин Лютер прибил к воротам университетской церкви пергамент с 95-ю предложениями-тезисами к теологической дискуссии, с которых ведет отсчет история лютеранства в частности и Реформации христианской церкви в целом. Впрочем, ни о какой Реформации и революции в те дни доктор Лютер не помышлял.
Историю о тезисах, прибитых к вратам церкви, скорее всего, сочинили последователи вероучения, чтобы придать его основанию необходимый драматизм. Во всяком случае, известно, что Лютер хотел всего лишь подискутировать с епископом Бранденбургским и архиепископом Майнцским, которым и отправил свое сочинение обычной почтой. И этот диспут наверняка затерялся бы в истории, если бы виттенбергский профессор талантливо и убедительно не покусился на святое – на деньги церкви.
Легендарное событие. Кадр из фильма «Лютер».
Непосредственным поводом для написания многословных тезисов Лютера послужила булла папы Льва Х, вышедшая из-под высочайшего пера двумя неделями ранее. Папский указ давал распоряжение о продаже индульгенций для сбора средств на строительство храма св. Петра – того самого, что стоит в Ватикане, того, который строил Рафаэль и Микеланджело и который стал крупнейшим христианским храмом в мире.
Лютера возмутило то, что деньги на храм собирались продажей билетов в рай богатым грешникам. Отпущение грехов за деньги к этому времени стало буквально золотой жилой для католической церкви, вызывая все большее недовольство со стороны как праведных христиан, так и неимущих грешников. И вот университетский теолог разослал видным иерархам церкви письма, в которых не просто критиковал моральность индульгенций, но подвел под эту критику теологическую базу, а именно: показал, что папа римский не может отпускать грехи, а может лишь отменять им же наложенные наказания.
В 16 веке не было ни интернета, ни пресс-служб. Поэтому то, что в течение следующих двух лет пересказ тезисов Лютера распространился не только по германским государствам, но и достиг Рима, можно назвать молниеносным признанием. В 1519-м папа Лев Х предал Лютера анафеме. В ответ Лютер публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви, и призвал германскую нацию к борьбе с папством. Весной 1521-го в дело Лютера вмешались уже и светские власти: император Карл V своим эдиктом осудил Лютера как еретика, запретил издание и распространение его трудов и, как бы сейчас это назвали, объявил в розыск. Определенно, пылкого теолога ждала скорая казнь и попадание в пантеон жертв католической церкви – рядом с Джироламо Савонаролой, Яном Гусом и Томасом Мюнцером. Но неожиданно для всех в дело вмешалась германская нация.
Политический момент
Священная Римская империя германской нации, на территории которой разворачивалось дело Лютера, была уникальным государственным образованием. По сути это была федеративная республика, объединявшая несколько сотен разношерстных крупных и мелких княжеств, королевств, епископств и вольных городов. Феодалы принимали коллегиальные решения в парламенте-рейхстаге, а семеро самых могущественных из них выбирали для империи императора. В таком демократическом формате империя просуществовала почти 9 веков, до того момента, когда покоривший Европу Бонапарт не решился навести порядок, укрупнив немецкие государства. Закончилось это упорядочивание гегемонией Пруссии, Бисмарком, появлением Германской империи и двумя мировыми войнами.
Священная Римская империя, начало 15 века.
А пока, в начале 16 века, фюрсты, райхфюрсты и курфюрсты были озабочены сохранением своей независимости и тревожно посматривали на соседние государства. Во Франции безраздельно правила династия Валуа. В Англии – Тюдоры. Избранный германский император Карл V Габсбург в результате удачного династического брака отца унаследовал все части Испании и объединил страну под своей властью. Надвигалась эпоха абсолютизма. И важнейшей опорой монархов была церковь – помазывавшая королей на царство и наделявшая высшую светскую власть в глазах подданных божественной природой.
И вот вдруг обнаруживается, что в Виттенберге объявился популярный проповедник, который не просто бросил вызов папе, но и смог убедить целый ряд ученых последователей в том, что не только власть королей, но и власть самого папы – не божественна, а установлена людьми. Совсем как в империи. Больше того, этот доктор утверждает, что людям и вовсе не нужна церковь, чтобы получить спасение, а достаточно Библии и веры. А это означало, что не нужно платить Риму. И что местный священник уже не сможет ставить тебе палки в колеса по наущению церковного иерарха или по собственной инициативе… Ай да Лютер!
4 мая 1521 года еретик и преступник Мартин Лютер, разыскивавшийся имперскими властями, по официальному сообщению курфюрста Саксонского Фридриха III по прозвищу Мудрый был похищен разбойниками и убит. Последователи доктора поклялись продолжить его дело и начали с погромов католических храмов. Тем временем Лютер был тайно доставлен в принадлежавший Фридриху Мудрому замок Вартбург. Здесь с мая 1521-го по март 1522-го Мартин Лютер совершил дело, имевшее еще большие последствия, чем его знаменитые 95 тезисов. Лютер перевел Библию на немецкий язык.
Церковь держала монополию не только на ключи от рая. Католические священники обладали эксклюзивом на объяснение народу содержания и смысла Священного писания: текст Библии и церковные службы использовали латынь, знание которой было достоянием почти исключительно монахов. Отказав церкви в праве быть посредником между человеком и Богом, Лютер был должен дать пастве возможность читать Библию самостоятельно.
Судьба и здесь была на стороне Лютера. За 70 лет до описываемых событий в Европе появились первые книгопечатные машины, и теперь типографский бизнес был выгодным и популярным занятием. В сентябре 1522-го в типографии Мельхиора Лоттата в Виттенберге был отпечатан Новый завет в переводе Лютера на немецкий. Его назвали «Сентябрьская Библия». Появление этой книги произвело в Германии фурор. Каждый мало-мальски грамотный немец стремился купить Библию Лютера, а если не хватало денег – хотя бы несколько страниц из нее. Только в Виттенберге за следующие 40 лет было отпечатано более 100 000 экземпляров «Сентябрьской Библии». Тираж во всех германских государствах не подлежал исчислению. «Новый Завет Лютера, - писал его современник Иоанн Кохлеус, - был настолько растиражирован и распространён печатниками, что даже портные и сапожники, вот именно, даже женщины и необразованные люди, воспринявшие это лютеранское Евангелие и хоть немного умевшие читать на немецком, изучали его с великим энтузиазмом как источник истины. Некоторые заучивали его наизусть и носили с собой за пазухой. В считанные месяцы такие люди начинали мнить себя настолько учёными, что без стеснения были готовы вступать в диспуты о вере и Евангелии не только с мирянами-католиками, но даже со священниками и монахами, и докторами богословия».
Реформаторский призыв Лютера словно обрушил лавину. В следующие 8 лет империю сотрясли рыцарский мятеж и серия крестьянских восстаний – все под знаменами Реформации. Нельзя сказать, что причиной этих социальных потрясений были исключительно идеи Лютера, разрушившие католические «духовные скрепы» немцев. Но значение богословия было таково, что умелые проповедники могли одной речью остановить и заставить разоружиться революционные отряды крестьян.
В 1523 году под влиянием идей Лютера Ульрих Цвингли начинает реформаторство церкви в германской части Швейцарии. Через 9 лет его идеи разделит Жан Кальвин, чтобы заложить фундамент еще одного направления христианства – кальвинизма. В 1525-м еще одна группа последователей Цвингли расходится с ним во взглядах на реформы и основывает движение анабаптистов. В том же 1525-м Уильям Тиндейл печатает английский перевод Нового Завета.
Однако ключом к победе Реформации стала поддержка немецкой аристократии. 25 июня 1526 года в городе Шпайере начал работу рейхстаг, на котором император собирался добиться выполнения своего эдикта против Лютера и лютеран. Но рейхстаг решил, что «каждая область будет жить, управляться, и веровать так, как она хочет отвечать перед Богом и его имперским Величеством». Через три года император добился своего: рейхстаг согласился выполнить решение антилютеранского эдикта. И тогда 6 имперских князей и 14 имперских городов подписали протест против решения рейхстага. С этого момента последователей Лютера начали называть протестантами.
В 1530-м император делает новую попытку подавить еретиков. Князья-протестанты начинают готовиться к вооруженной борьбе. Лютер, до сих пор упорно возражавший против силового сопротивления властям, решается благословить повстанцев. За 120 лет до теории Томаса Гоббса, за 2,5 века до Декларации независимости США протестанты обосновали право на восстание народа против тирании.
Война и мир
Мартин Лютер умер от инфаркта 18 февраля 1546 года. К этому времени протестантизм в разных формах охватил Священную Римскую империю – главным образом ее северные территории, Швейцарию, Нидерланды, Скандинавские страны. Проник в Англию, Францию и Речь Посполиту. В 1532 году английский король Генрих VIII продавил через парламент «Акт о супрематии», отменивший власть папы и объявивший короля главой Английской церкви. Во второй половине века в Англии сформировались несколько крупных реформатских течений – пуритан, пресвитериан, конгрегационалистов.
Тем временем в германской империи не прекращалось противоборство поддерживавше-го католиков императора с мятежными лютеранскими княжествами. По всей территории происходили столкновения католиков и протестантов разной степени накала. 23 мая 1618 года возмущенные запретом лютеранства чешские дворяне выбросили из окон пражской канцелярии королевских наместников. Это событие, впоследствии названное «Пражской денефестрацией» от латинского fenestra (окно), положило начало крупнейшей европейской войне позднего средневековья, продолжавшейся до 1648 года. Войне между католиками и протестантами.
В 30-летней войне приняли участие почти все страны Европы. В ней погибло более полумиллиона солдат и до 8 миллионов гражданских. Вестфальский мир, которым завершилась война, заложил основы современной европейской политической системы: субъектами геополитики стали не монархи, а суверенные равноправные государства. Мирный договор уровнял в правах все христианские конфессии и ввел принцип веротерпимости. Швейцария и Нидерланды были признаны независимыми государствами. И более 300 германских государств получили фактическую независимость от императора.
Под занавес 30-летней войны на континенте в Англии религиозно-политический конфликт вылился в гражданскую войну между сторонниками парламента-протестантами и англиканами-роялистами. В 1649-м английский король Карл I, симпатизировавший католицизму, был казнен протестантами. В 1660-м монархия в Англии была восстановлена, но король и церковь потеряли финансовую независимость и контроль над экономикой.
Однако главным выгодоприобретателем полуторавековой европейской религиозной революции стали те, о ком проповедники, фюрсты и короли особенно не задумывались. Понадобилось 250 лет, чтобы это заметить.
Дух капитализма
В 1905 году немецкий социолог Макс Вебер опубликовал книгу «Протестантская трудовая этика и дух капитализма». В ней впервые была выявлена связь между экономическим превосходством условной Северной Европы и США над южными, Средиземноморскими странами. Ключом к пониманию этой связи Вебер назвал победу Реформации на Севере и проигрыш – на Юге.
Безусловно, Лютер не планировать создать вероучение, стимулирующее развитие капитализма. Скорее можно говорить о том, что нарождающийся класс бюргеров нашел в учении реформаторов свой идеологический фундамент. А политические особенности государственного устройства в Священной римской империи и Англии не дали задушить протестантизм так, как это случилось в государствах с сильной монархической властью – Испании, Португалии, Франции, папской Италии. Ведь первое, на что пришелся идеологический удар протестантов, было именно централизованное монархическое государственное устройство, уподоблявшееся такой же централизованной церкви. Утверждение, что христианину не нужна «надстройка» посредников между ним и Богом, в одночасье давало пастве «взрослый» статус и изгоняло из общества патернализм. Протестанты своим учением были лишены «отцов», которые бы указывали, как жить, взыскивали и милостиво прощали грехи.
Необходимость лично читать Библию мгновенно сделала образование богоугодным, а начальную грамотность – поголовной. Отсутствие «центра принятия решений» по трактовке Священного писания вызвало к жизни массу течений протестантизма и научило плюрализму мнений (насколько это было возможно в те времена). Все, что не запрещалось Писанием, не могло быть осуждено. Поэтому в годы Реформации научная деятельность перемещается из Италии и Испании в германские и английские университеты. Поэтому осужденный церковью Галилей стал последним великим натурфилософом средневековой Италии, а выжженная инквизицией Испания и вовсе не смогла внести заметный вклад в естественные науки. Фернан Бродель, крупный современный французский историк, утверждал, что проигрыш Франции в геополитической конкуренции с Британией в 19 веке был предопределен наутро после Варфоломеевской ночи, когда гугеноты проиграли католикам борьбу за лидерство в стране.
Выборность протестантских пасторов вовлекла рядовых граждан в базовые демократические процедуры. Да и сама история протестантизма стала главным уроком реформ снизу, без участия и даже против воли верховной власти. Ключевой же особенностью реформаторского христианства, ставшей основой для «духа капитализма» Вебер назвал отношение к труду.
25 июня 1530 года сподвижник Лютера Филипп Меланхтон представил документ из 28 главных вероучительных положений лютеранства, вошедший в историю как Аугсбургское исповедание. 16-й пункт исповедания назывался «О мирских делах» и сообщал: «Мирские учреждения трактуются как божественные установления, посему христиане могут и должны преуспевать в своих мирских профессиях, ибо таково их призвание в этом мире».
Веком позже английский пуританский богослов Ричард Бакстер высказался еще более определенно: «Если Бог указует вам этот путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей, и, не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете осуществлению одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает. Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть».
Протестанты, не приемлющие праздность и роскошь, считали предпринимательство таким же богоугодным занятием, как и любое иное, а успех в делах – наградой за добросовестное следование своему призванию. И, соответственно, нищенство считали занятием греховным: «Если кто дает обет оставаться бедным, то это равносильно обету оставаться вечно больным или постоянно пользоваться дурной репутацией».
Что немцу хорошо, то русскому – смерть
Василий Блаженный определенно не разделял взглядов Лютера и его последователей на нищенство. Будущий знаменитый юродивый родился на 14 лет раньше Лютера в подмосковном селе Елохово в 1469 году. Мальчиком Василий был отправлен учиться сапожному делу, но 16 лет отроду оставил это занятие, чтобы жить на подаяние без крова и даже совсем без одежды. Удивительно, но по официальным данным Василий Блаженный при таком образе жизни прожил в Москве целых 83 года, стал придворным юродивым Ивана IV Грозного и, благодаря народному названию храма на Красной площади, вероятно, самым известным нищим в мире.
Праведник в понимании православия. Василий Блаженный на картине С. Кириллова.
Иван IV, в свою очередь, никак не разделял подхода императора Священной Римской империи к государственным делам. Иван Грозный, как и его дед Иван Великий зовутся российской историографией «собирателями земель», преодолевшими несчастный период феодальной раздробленности и установившими жестко централизованную по ордынскому образцу систему государственного управления. С религиозным вольнодумством царь Иван обходился не менее радикально, чем испанская инквизиция. «И царь и митрополит велели его, изымав, истязати о сих; он же христиана себя исповеда, скры в собе вражию прелесть, сатанино еретичество, мняше бо безумьный от Всевидящего Ока укрытися», - так описывает летопись пытки Матвея Башкина, которого в 1553 году уличили в ереси, близкой лютеранству.
Несмотря на «кесарю – кесарево», христианская церковь во всех землях от основания тесно переплеталась с государством. В средневековой Италии церковь даже стала государством. Но только в России государство стало церковью, а вера в государство и государя – основой религиозной жизни. Став центром русских земель, Москва тут же объявила себя сакральной территорией - «третьим Римом» - и обзавелась собственным, «суверенным» патриархом. Для этого в 1588-м (разгар Реформации в Европе) Борис Годунов, правитель царства Московского при неспособном сыне Ивана Грозного Федоре, заманил в Москву константинопольского патриарха Иеремию и удерживал в стольном граде силой, пока старик не дал согласие на учинение российского патриаршества. Так на Руси начало складываться особое, государственное христианство.
В 1613-м патриарх Филарет посадил на престол своего сына Михаила, основав монархическую династию Романовых. В 1721-м правнук Филарета император Петр І назначил себя главой русской православной церкви, завершив интеграцию религии в государство. Только в отличие от английского Генриха VIII, российский монарх-патриарх не был ограничен ни парламентом, ни Великой хартией вольностей, которая с 1215 года напоминала английским монархам, что «ни один свободный человек не может быть схвачен, заключен в тюрьму, лишен своей земли или вольностей, поставлен вне закона, изгнан или утеснен каким-либо иным образом иначе, как по законному приговору равных ему или по закону страны».
Попыток религиозных реформ снизу Россия знала множество: жидовствующие, беспоповцы, духоборы, молокане, штундисты – все эти течения разбились о каменную стену государства-церкви. Поэтому завоевания протестантов – всеобщая грамотность и развитие наук, демократия и идеологический плюрализм, порицание праздности и роскоши – не прижились на просторах Российской империи. Напротив, здесь укоренилось все то, с чем боролись последователи Лютера и Кальвина. Показная роскошь увенчанной сусальным золотом Церкви и культ живущих подаянием нищих. Уходящая в небо вертикаль деспотической власти и бесправный народ, 80% которого пребывает в рабстве и живет так, как жили его предки в дохристианские времена. Ненависть к богатству, появившемуся не по милости Государя. Презрение к образованности и всеобъемлющий фатализм. Словом, жизнь земная – юдоль печали, уготавливающая нас к жизни иной. И все в руках Господних.
Примечательно, что Петр I, своими революционными реформами пытавшийся нарядить Россию именно что в протестантские – немецкий, голландский, английский наряды, не понимал значения религиозных и, в целом, культурных установок. Деспоту казалось, что его воли, да еще работы палачей князя Ромодановского достаточно, чтобы поменять мировоззрение народа. Историк Василий Ключевский описывает тщетные попытки Петра «отучить высшие классы гнушаться промышленным людом и делом». «Все время своего царствования – пишет Ключевский, - он [Петр] проповедовал в России о достоинстве, "честности" и государственной пользе ремесленных и промышленных занятий, настойчиво провозглашал в своих указах, что такие занятия никого не бесчестят, что торги и ремесла столь же полезны для государства и почетны, как государственная служба и ученье. Вероятно, не один дворянин поморщился, прочитав в указе о единонаследии, что обделенные отцовской недвижимостью кадеты не будут праздны, а принуждены будут "хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим"».
Примечательно, что за год до смерти, отчаявшись насадить в дворянские умы идеалы предпринимательства, Петр велит учить коммерции незаконнорожденных в специально устроенных для этого домах. Увы, первому российскому императору, разогнавшему даже остатки боярской демократии, не пришло в голову, что предпринимательству нужны не удушливая государственная опека и монаршье внимание, а экономическая свобода и верховенство права. Иначе (как знать) может быть, царь-реформатор взялся бы перелицовывать православие по лютеранскому образцу. И тогда… Впрочем, история, как известно, не любит сослагательных наклонений.
Не сложилось
В отличие от царства Московского, Украина имела шансы пройти через Реформацию. В XVI веке почти вся современная территория Украины входила в Великое княжество Литовское – Речь Посполиту (формирование федерации ВКЛ и Польши пришлось как раз на годы Реформации). Здесь прижилась и активно развивалась разновидность кальвинизма – социнианство. На Волыни в середине века социнианам покровительствовал князь Константин Острожский – староста Владимирский, маршалок Волынской земли, воевода киевский. По свидетельству князя Андрея Курбского, бежавшего от преследований Ивана Грозного в Литву и жившего недалеко от Ковеля, «язвою этого еретического учения заразилась мало не вся Волынь».
Шляхтичи, принимавшие протестантизм, немедленно заводили у себя школы для обуче-ния крестьян чтению Библии. Следуя протестантской традиции, в 1556-м волынская княгиня Анастасия Заславская заказала архимандриту Пречистенского монастыря отцу Григорию перевод Евангелия с церковно-славянского (староболгарского) языка на «руську мову» - официальный письменный язык Великого княжества Литовского. Так появилось Пересопницкое Евангелие, на котором сейчас приносят присягу украинские президенты.
Федерация Великое княжество Литовское - Речь Посполита, 1636 год.
Но в 30-летней войне Речь Посполита выступила на стороне католиков. В ходе Контрреформации позиции протестантов были сильно потеснены. Когда же началась война со Швецией, социниан обвинили в связях с противником и подвергли гонениям. После раздела Речи ее восточные территории – современная Беларусь и Украина – попали под контроль московского православия, не оставившего протестантам шансов. Для этнических поляков в западной части Речи лютеранство стало религией оккупантов.
В современной Польше протестантизм исповедуют около 80 тыс. человек, в первую очередь – потомки силезских немцев. В Украине к протестантским христианским течениям себя относят около 2% населения. Крупнейшим из таких течений является баптизм, занесенный немецкими переселенцами во второй половине 19 века. В то время протестантизм не случайно начал пользоваться популярностью: с 400-летним отставанием в Российской империи назрела ситуация, благоприятная для Реформации и церкви, и государства. Увы, но ей воспользовались люди с далеко не христианскими ценностями.
От Ильича до Ильича
Большевики, пришедшие к власти в Российской империи в результате октябрьского переворота и последующей гражданской войны, во многом наследовали протестантам 16 века. Они так же обратились к народу и попытались сформировать «плоскую» государственную структуру, основанную на местных общинах и советах. Недаром главными союзниками большевиков в первые годы советской власти были анархисты и левые эсеры, мечтавшие о децентрализованном государстве общин с минимальным государственным аппаратом. Большевики занялись ликвидацией неграмотности: каждый гражданин должен был уметь читать если не труды Карла Маркса, то хотя бы газетные передовицы. И, разумеется, большевики, так же, как протестанты, подняли труд на пьедестал.
«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Эта новозаветная фраза апостола Павла, чрезвычайно популярная у протестантов, была многократно повторена Лениным в его статьях 1917-1918 годов. ««Кто не работает, тот пусть не ест» — вот практическая заповедь социализма», - заявил вождь революции, и этот его тезис вошел в первую Конституцию Страны советов.
Вот только протестанты, в отличие от большевиков, приветствовали любой труд - в том числе труд предпринимательский. «Для Бога следует вам трудиться и богатеть», - утверждает Ричард Бакстер. «Производство и продажа излишков хлеба – государственное преступление», - возражает Владимир Ленин. Еще до захвата власти Ильич понимал, что ведомый им в светлое будущее пролетариат и трудовое крестьянство не станут работать добровольно, и открыто писал об этом. А уже спустя 1,5 месяца после социалистической революции Председатель Совнаркома Ленин готовит декрет с таким текстом: «Вводится всеобщая трудовая повинность. Все граждане обоего пола, с 16 до 55 лет, обязаны выполнять те работы, которые будут назначаться местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов или другими органами Советской власти».
Концентрационные лагеря, появившиеся вместе с Советской властью, быстро трансформировались в исправительно-трудовые, и 1,5 миллиона рабов-заключенных принялись за строительство социализма. Положение значительной части временно находящихся на свободе было не многим лучше: советская родина требовала трудовых подвигов. Родина настаивала и принуждала. «Концентрированное насилие отчасти обращается и вовнутрь, являясь фактором самоорганизации и принудительной самодисциплины трудящихся. По отношению к самому пролетариату принуждение есть метод организации, устанавливаемый самим рабочим классом, т.е. метод принудительной ускоренной самоорганизации», — писал теоретик труда из-под палки Николай Бухарин.
Марксисты-ленинцы мечтали, что со временем люди привыкнут и станут испытывать потребность в бесплатном труде на благо всего народа. Но в обстоятельствах государственного капитализма трудящиеся оказались еще более отчужденными, по определению Маркса, от своей деятельности и ее результатов. Прошло меньше полувека «ускоренной самоорганизации», и в 1965-м, когда стало можно, авторы популярной советской комедии растерянно шутили над ленинской «заповедью социализма»: «Кто не работает, тот ест! Учись, студент».
Пролетарий периода Леонида Ильича.
К тому времени от реформаторских начинаний большевиков – «идеалов революции» – осталась разве что всеобщая грамотность. Советская демократия стала фарсом еще в годы эффективного государственного менеджмента вождя народов. Новая церковь – КПСС – получила такие полномочия, о которых папа римский со всей своей инквизицией мог бы только мечтать. Плюрализм допускался разве что в вопросах рыбной ловли. Словом, если проводить параллели, то СССР оказался страной победившей Контрреформации. Всех советских гугенотов расстреляли 20-30-х. Поэтому вслед за католической Францией ортодоксальная Советская Империя вчистую проиграла геополитическую игру своему протестантскому противнику.
Уроки Лютера
Сейчас, во втором десятилетии 21 века, конечно, было бы наивно призывать к реформации православия или популяризации протестантских конфессий для укрепления украинской государственности. Но некоторые идеи 500-летней давности все еще остаются актуальными.
1. Труд предпринимателя достоин уважения. Нам нужно производить больше товаров хороших и разных. Давайте поприветствуем и поддержим тех, кто умеет это производство создать и организовать.
2. Плюрализм. Родину любить можно по-разному. Оппозиция – это хорошо. Споры в Верховной Раде – это хорошо. Нужно учиться жить вместе с людьми принципиально других взглядов и не пытаться сжечь их на костре.
3. Отсутствие авторитетов. Президент, министры, борцы с коррупцией и даже Юлия Тимошенко – не посланники Бога на Земле, из их голов не исходит сияние и слова их не подобны словам библейских пророков. Нужно учиться жить своим умом.
4. Децентрализация. Хватит ждать «доброго царя» и требовать от правительства ремонта водопровода. Реформировать страну нужно снизу. Организуем ОСББ и отремонтируем водопровод сами. Вспомните, кто ваш депутат в районном и городском совете. Спросите его, как расходуется бюджет громады.
5. Всеобщая грамотность. Нынче образованному человеку не библию надо читать на латыни, а интернет на английском. Нам-то, тем, кто помнит похороны Брежнева, еще простительно, а дети должны speak fluently.
И будем надеяться, что на освоение этих уроков Украине понадобится меньше, чем 500 лет.
Пост-скриптум. Три рейтинга
Жирным шрифтом выделены страны победившей Реформации.
ТОП-20 стран по ВВП на душу населения
|
ТОП-20 стран по уровню жизни
|
ТОП-20 стран по уровню счастья населения
|