КАЗАКИ

и их противоречивая роль в становлении украинской государственности

Статья опубликована в "Совершенно секретно - Украина" №8 за 2016 г. PDF здесь.

Все материалы раздела "Политическая история"

Все заметки про историю бизнеса

 

«История Русов или Малой России»

...В начале 1820-х годов в библиотеке светлейшего князя Александра Андреевича Безбородько, родившегося в семье генерального писаря Войска Запорожского и почившего в 1799-м, была обнаружена рукопись под названием «История Русов или Малой России». Автором текста называли современника князя архиепископа Белорусского Георгия Кониского. Основой текста, как говорили, служили записи Юрия Хмельницкого, сына Богдана, которые Кониский упорядочил и отредактировал. Юрий, в свою очередь, основывался на документах старинной библиотеки своего отца и библиотек монастырей, в которых он некоторое время жил. Оригинальная рукопись «Истории Русов» была уничтожена в ходе арестов декабристов, но стародубский помещик Ширай смог сделать с неё рукописную копию...

Так среди русского дворянства описывалось происхождение документа, ставшего в 30-40-х годах XIX века главным источником информации о средневековой истории Украины. Несмотря на то, что рукопись расходилась в списках, она молниеносно оказалась властительницей дум просвещённого класса Империи. Формирующееся русское национальное самосознание нашло в «Истории Русов» долгожданную связь современной им Империи с былинной Киевской Русью.

kazaki01

Первое издание «Истории Русов», 1846 г.

Рукопись представила историю Руси как историю единого народа, расколотого в раннем средневековье междоусобицами и переместившего под давлением «мунгальских татар» княжескую столицу из Киева в Москву. Автор подчёркивал единство великорусского, малорусского и белорусского народов и принципиально избегал термина «Украина», изобретение которого приписывал «безстыднымъ и злобливымъ Польскимъ и Литовскимъ баснословцамъ». Малорусский народ представлялся в тексте старшим по происхождению, чем великорусский, и таким образом даже более русским. Казачество здесь впервые было определено не как сословие, а как этнос – главную часть «малороссийско-казацкого народа». А центром повествования «Истории…» стала борьба православного запорожского казачества с польским гнётом и униатством за воссоединение с братским русским народом Москвы.

Особую популярность приобрела «История…» в 1830-м, когда на оккупированной Российской Империей территории Речи Посполитой – Царстве Польском – было подавлено восстание, вызвавшее у русских дворян волну антипольских настроений. Украина, согласно «Истории Русов» 200 лет боровшаяся с «ляхами», быстро вошла в моду.

Пушкин прочитывает рукопись еще в 1828 году, и тут же начинает писать поэму «Полтава», создавая для следующих поколений яркий и живой образ предателя Мазепы. (В 1836-м Пушкин стал автором первой рецензии на «Историю Русов»). В 1835 году Гоголь публикует повесть «Тарас Бульба» с незабвенным «что, сынку, помогли тебе твои ляхи?». Повесть, написанная по мотивам «Истории Русов», прямо заимствует оттуда некоторые сцены, в том числе казнь Андрия.

kazaki02

Незабвенный Тарас, но не Григорьевич.

Совпадение или нет, но на следующий год после публикации «Бульбы» поэт Василий Жуковский и живописец Карл Брюллов выкупают из крепости Тараса Шевченко. Шевченко становится первым иллюстратором «Истории Русов» и преданным её поклонником. В 1850-м, будучи в рекрутах, он просит друзей прислать ему отпечатанные к этому времени «летописи Г. Кониского», а, получив, благодарит в письме издателя «Истории Русов» Бодянского: «Спасибо тебе еще раз за летописи, я их уже на память читаю. Оживает моя душа, читая их!». Творчество Тараса в 40-50-х наполнено мотивами «Истории…». Этой же книге мы обязаны появлению в 1891-м незабвенного полотна Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

kazaki03

Тарас Григорьевич. "Гамалия".

Совсем скоро в общественном сознании – как «великороссов», так и «малороссов» сформировался знак равенства между понятиями «казак» и «украинец». Пост-ордынская история Руси-Украины была сведена к истории выхода приднепровского казачества из-под «польского ига», ставшего как бы продолжением ига монгольского, и «воссоединения с братским народом». Соответственно, центральным событием истории «Малороссии», начавшейся с захвата Киева Ордой, стала Переяславская рада, её главным героем – «воссоединитель» Богдан Хмельницкий, а главным злодеем – «разъединитель» гетман Мазепа. Написанные по мотивам «Истории Русов» поэма «Полтава», повесть «Тарас Бульба», картина Репина «Казаки…» да ещё установленный в 1888 г. в Киеве памятник Хмельницкому сформировали для нескольких поколений яркое, но имеющее слабое отношение к действительности представление о казачестве и его роли в непростой судьбе Украины.

 

Потомки Мамая

Весной 1362 года половецкий хан Мамай, беклярбек (премьер-министр) Золотой Орды, наместник Крыма и Причерноморья, отправился со своими основными воинскими силами на Волгу, в столицу Орды Сарай, чтобы поставить во главе Орды своего ставленника хана Абдуллаха. Ставка Мамая находилась южнее современного Запорожья, около острова Хортица, на соединении двух исторических торговых путей: из Крыма и Северного Кавказа в Европу.

kazaki04

Современная карта территории, на которой располагалась ставка Мамая. Здесь как и 7 веков назад смыкаются дороги из Крыма и Северного Кавказа

Отсутствием основных татарских войск не замедлил воспользоваться литовский Великий князь Ольгерд, чтобы расширить и укрепить свои юго-восточные владения. Отец Ольгерда, Гедимин, 38 годами ранее уже захватил Киев, разбив в битве на реке Ирпень Станислава, посаженного татарами княжить в «матери городов русских». У реки Синюха литовцы разбили войска трёх татарских тёмников и присоединили к Великому Княжеству Литовскому (ВКЛ) огромную территорию – от современных Черновцов на юго-западе до Курска на северо-востоке. Так за 20 лет до Куликовской битвы для западных и центральных областей современной Украины закончилась власть Орды.

kazaki05

Миф о 300-летнем татаро-монгольском «иге». Российская историография «забывает» о том, что уже с середины XIV века большая часть исконных русских земель не подчинялась Орде и входила в ВКЛ, а Москва оставалась данником татарских ханов более 400 лет, до 1700 года.

Примечательно, что Мамай не только не предпринял ничего, чтобы вернуть Орде утраченные земли, но и вступил с Ольгердом в союз, дабы подчинить ему Московию. От Ольгерда Мамай ждал встречной поддержки в междоусобной борьбе с чингизидами. Как ни парадоксально это звучит, но половец Мамай был, как бы сейчас сказали, проевропейским политиком. Подвластная ему западная часть Орды – Приазовье, Причерноморье и Крым – была теснее связана с соседними Литвой и Венгрией, а также Венецией и Генуей, активно торговавшими в Крыму, чем со своей волжской столицей. По некоторым данным Мамай даже принял христианство от генуэзского священника.

Но в «европейские» планы Мамая вмешался ордынский хан Тохтамыш, который после поражения крымского хана в Куликовской битве захватил при поддержке Тамерлана власть в Орде. Мамай бежал в Крым, был предан своими союзниками-генуэзцами, убит и похоронен в окрестностях современного села Айвазовское, недалеко от Феодосии.

Сын Мамая, Мансур, с остатками дружины ушёл из Крыма в родные половецкие земли, обосновался в крепости Глинск (сейчас – село в Сумской области) и на границе ВКЛ, Орды и Московии основал собственное княжество.

В 1391 году в бою с войсками Тамерлана Мансур погибает. К этому времени его княжество охватывает территории современных Черкасской, Черниговской, Сумской, Харьковской, Белгородской и Курской областей. О крещении Мансура, как и Мамая, достоверно неизвестно. Но своего сына Мансур назвал христианским именем Александр (Олекса). Олексе Мамаю мы обязаны появлением города Полтавы, куда он перевёл свою ставку из Глинска. (Забавно: нынешего мэра Полтавы зовут Александр Мамай).

После смерти отца Олекса Мамай с сыном Иваном встречается в Киеве с Великим князем Литовским Витовтом и принимает подданство ВКЛ. Князь Витовт передает Олексе в управление всё Приднепровье – с условием организовать пограничную службу и оборону от ордынских и московитских набегов.

kazaki06

Княжество Мамаев-Глинских в составе ВКЛ (жёлтый цвет).

Выполнить условие Витовта Олексе Мамаю помогло необычное политическое устройство его княжества. Он не вводил феодализм: не присваивал общинные земли, и не закрепощал селян. Местных князей и воевод продолжали выбирать их общины. Единственным условием для удельных князей было совместные военные действия под командованием Мамая. Причём решение о войне Олекса принимал только с одобрения собрания князей.

Половцы и северцы, собиравшиеся по зову князя Мамая в ополчение, называли себя «казаками», что на древнетюркском означало «вольный человек, кочевник». К 1399 году относится первое упоминание «казака Мамая»: литовские летописи рассказывают, что после поражения от ордынцев на реке Ворскле казак Мамай (Олекса) спас тонущего в реке великого князя Витовта. В благодарность за службу Витовт выдал за сына Олексы Мамая Ивана дочь князя Острожского и повелел называть Мамаев князьями Глинскими.

kazaki07

Герб князей Глинских с татарской тамгой.

Род князей Глинских достиг могущества в первой половине XVI века, когда Елена Глинская вышла за Великого князя московского Василия III и стала матерью будущего царя Ивана IV Грозного. Затем род пресёкся. Но и последние из Глинских продолжали подписываться фамилией Мамай и гордились татарской тамгой на своём гербе. А бережно хранимый в роду образ «казака Мамая» стал частью мифологии дружинников-казаков княжества Мансура и их потомков, образовавших приднепровское казачество.

kazaki08

Украинский народный герой Казак Мамай традиционно изображается в образе татарского кочевника – и обязательно без нательного креста.

 

Гайдамаки

О татарско-половецком происхождении казаков говорит не только их самоназвание. Большая часть современных украинских слов, необходимых для описания казака – тюркского происхождения. Казак одет в шаравари, чоботи и кунтуш. На обритой голове его чуб-айдар, он же оселедець. Он курит тютюн, забивая его в люльку, играет на кобзе, вооружён саблей и ездит на лошади. Всего тюркскому соседству украинский язык обязан более чем 4000 слов. Одно из них – гайдамак – временами служило синонимом слову казак, но означало уже не «вольный человек», а «бродяга, разбойник». И это прозвание казаки получили заслуженно.

В течение XV – XVII веков в Московии усиливается крепостное право. Десятки тысяч крестьян бегут сначала от долгов землевладельцам, а потом от рабства за окраины государства – в Сибирь, на Волгу, на Дон и на Днепр, в Дикую степь, где кто-то возвращается к привычному крестьянскому труду, а кто-то присоединяется к интернациональным вооружённым ватагам, которые под предводительством атаманов грабили торговые караваны или нанимались в воевать к тому, кто лучше платит.

В эти годы одни казаки служат охранниками генуэзским купцам в Кафе (Феодосии), другие грабят этих купцов в причерноморских степях. Одни обороняют границы ВКЛ от набегов крымских татар, другие участвуют в этих набегах. Более 300 лет тысячи и десятки тысяч казаков жили, в первую очередь, наёмничеством, военной добычей, рэкетом и грабежами.

kazaki09

«Казак Мамай и гайдамаки вешают еврея за ноги». Неизв. художник, начало XIX в.

Первые данные о появлении центральной власти в среде казаков снова связаны с Мамаями. В 1521-м крымский хан Мехмед I Гирей решил напомнить московскому царю Василию III, что «татаро-монгольское иго» вовсе не кончилось и что Москва – всё еще данница ханства. В поход на Москву Гирей зовёт соседей-литовцев. Король польский и великий князь литовский Сигизмунд I разрешает присоединиться к татарам отряду казаков под предводительством Остапа Дашкевича – внука Данилы Мамая князя Глинского, троюродного брата московской царицы и первого в истории кошевого атамана Запорожской Сечи. Татары с казаками в этом походе осаждали Рязань и Москву, разбили московское войско близ Коломны, разорили ряд мелких городов и посёлков и принудили Василия III признать себя данником хана.

kazaki10

Остап Дашкевич. Портрет-фантазия Яна Матейко.

Полвека спустя Османская империя, чьим вассалом с конца XV века был Крым, подошла от Балкан к самым границам Речи Посполитой (так с 1569 года стало называться польско-литовско-русское государство) и отношения с османами и крымцами стали напряжёнными. В эти годы Сигизмунд I впервые пробует обуздать казацкую «вольницу» на юго-восточных окраинах своего государства, сформировав из ватаг регулярные армейские части на государственной службе. Поначалу его проекту не хватает финансирования. В 1572 году король берет казаков на службу, но только 300 человек. Остальные продолжают жить «на вольных хлебах». Гайдамаков нанимают воевать молдавские князья и Ватикан, крымский хан и даже «коллеги» с Дона, завоевавшие вместе с запорожцами крепость Азов в интересах московского царя. Особенно выгодной для казаков оказалась европейская 30-летняя война. Казацкие отряды воевали за обе стороны конфликта – в Трансильвании, Австрии, Словакии, Люксембурге, Франции, Фландрии, Силезии и Саксонии.

 

Мятежный Юго-Восток

Угасание 30-летней войны подорвало «экономику» войска Запорожского. Приднепровью и Киевщине было не прокормить десятки тысяч бойцов, не приспособленных к гражданской жизни и такой жизни не желающих. О высокомерном отношении казаков к «гражданским» ярко говорит стихотворение «Сатира на слобожан», датированное 1638 годом:

Що ж се? Яка там твар мемекає: ми, ми?!

Ах, трясця ж в його мá! Рівняються з людьми!

Не тільки ж бо з людьми, а навіть з козаками!

Ах, плем’я гаспидське! Та ми ж вас нагаями!

«Ми, — кажуть, — ми, ми, ми, ми — малоросіяни.

Українці з степів і славні слобожани».

Кортить їх в козаки! Чи з розумом ся річ?

Не рівня вам козак, не рівня вам і Січ!

К началу XVII века Речь Посполита активно осваивает Правобережье, пытается наладить государственный порядок в Диком поле и взять под контроль приграничные конфликты. Казачество оказывается для правительства настоящей головной болью. Антиправительственные бунты начинаются один за одним. Требования казаков, в основном, сводятся к увеличению государственного финансирования. Правительство присылает войска, усмиряет бунтовщиков, требует перейти к землепашеству и обвиняет казаков в самовольных набегах на турок, а также сношениях с крымским ханом и московским царём в ущерб интересам страны. Казаки отвечают, что и с Бахчисараем, и с Москвой дружат только из-за нужды в деньгах, а пахать – не казацкое дело.

Чтобы усилить контроль над Сечью, правительство строит крепость Кодак, где живут и служат реестровые, т.е. получающие зарплату от властей, казаки. В августе 1635 года нереестровые казаки нападают на Кодак, вырезают гарнизон крепости, саму крепость разрушают.

Все эти годы мятежную Сечь всячески поддерживает восточный сосед Речи Посполитой. Москва отправляет мятежным казакам деньги, «командирует» донских казаков, принимает беглецов, преследуемых правительственными войсками. И главное – активно «раскачивает» тему религиозного противостояния православных казаков католикам-ляхам и униатам-вероотступникам. Отличия между украинской униатской и украинской православной церковью, по сути, сводились к тому, что одна признавала главенство далёкого папы римского, а другая – не менее далёкого константинопольского патриарха. Но это не успокаивало мятежников. На территории, подконтрольной казачеству – от Сечи до Киева – сохранялась православная церковь, которая давала Москве возможность, а казакам – постоянный повод для обострения конфликта с «иноверцами». Поэтому казацкие бунты, завершавшиеся требованиями дополнительного финансирования, начинались всегда призывами защитить гонимую православную веру.

В 1637-м, после очередного кровавого бунта, Варшава, наконец, склоняется к радикальным мерам. Она отменяет должность гетмана и выборность прочей казацкой старшины в реестровом войске. Комиссар, командующий казаками, назначается сеймом. Старшие чины в очередной раз подписали договор с правительством и присягнули королю. Лишившись возможности выбрать вожака-мятежника, реестровое казачество дисциплинируется и берёт под контроль «вольную Сечь». На 10 лет в Приднепровье устанавливается мир. В 1639-м восстанавливается крепость Кодак, где в гарнизонной тюрьме сидят «сечевики», а стерегут их реестровые казаки. Там-то неожиданно для всех и был дан старт последнему казацкому бунту в Речи Посполитой, приведшему в итоге к краху крупнейшего европейского государства, расколу украинского этноса и превращению Московского царства в Российскую империю.

 

Эффект бабочки

По известному выражению взмах крыльев бабочки может привести к шторму на другой стороне Земли, как и одно громкое слово в горах может привести к сходу лавины. Такое слово в 1639 году произнёс казацкий сотник Богдан-Зиновий Хмельницкий, и слово это было на латыни.

При осмотре восстановленной кодакской крепости великий коронный гетман Станислав Конецпольский спросил у окружающих мнение о её неприступности. «Unum facit — aliud vastat (Человек создал – человек и разрушит)», - сыронизировал сотник Хмельницкий. Гетман никак не отреагировал на остроту. Однако стоявший рядом ротмистр Чаплинский, решив, что гетман просто не расслышал дерзость, ближайшей ночью приказал арестовать шутника. Хмельницкий бежал из-под стражи, отправился в Варшаву и подал жалобу королю на оскорбительное самоуправство ротмистра. В качестве дисциплинарного взыскания Чаплинскому отрезали ус.

Других сведений о причинах дальнейших событий история не сохранила. Поэтому остаётся поверить, что ротмистр 8 лет ждал удобного случая отомстить за отрезанный ус. Весной 1647 года Чаплинский в отсутствие Хмельницкого разграбил его имение, высек до полусмерти (а по некоторым источникам – до смерти) одного из сыновей Хмельницкого и увёз любовницу сотника, на которой затем женился.

Попытки Хмельницкого добиться правосудия не увенчались успехом. Настойчивость сотника привела к тому, что по навету того же Чаплинского он попал в тюрьму с обвинением в подстрекательстве казаков к бунту. А король польский в ответ на жалобу Хмельницкого, якобы, удивился тому, что его казаки, имея саблю на поясе, не могут себя защитить. Выбравшись из тюрьмы, Хмельницкий решает последовать совету короля.

Через год после разбойного нападения Чаплинского Богдан Хмельницкий со своими казаками прибывает в Сечь и громит расположенный там армейский гарнизон. Реестровые казаки гарнизона, изменяя присяге, присоединяются к Хмельницкому, говоря: «Воювати козаками проти козаків — це все одно, що вовком орати». Так началась «хмельниччина» или, как называла её советская и пост-советская история – Национально-освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого.

 

«Минские договоренности - 1649»

Нужно отметить, что весь победоносный для мятежных казаков 1648 год армия Хмельницкого вела «национально-освободительную войну» под хоругвем «Его Королевской Милости Войска Запорожского» (см. иллюстрацию ниже), а сам Хмельницкий декларировал свою преданность королю Владиславу. В ноябре казаки в союзе с крымскими татарами взяли Львов, договорились с властями о перемирии и выдвинули следующие основные требования Варшаве: 1) амнистия, 2) увеличение числа реестровых (находящихся на содержании государства) казаков до 12 000, 3) восстановление казацкого самоуправления. Никаких религиозных или национальных претензий «защитники православных украинцев» не сформулировали.

kazaki11

Хоругвь Богдана Хмельницкого с сокращением: «Богдан Хмельницкий – Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского».

Иными словами, Речь Посполита должна была простить своим подданным беспричинный бунт, измену присяге, боевые действия совместно с иностранным войском, массовые убийства и разграбление чуть не трети своей территории. Кроме того, отказаться от контроля над юго-восточной частью страны и дислоцированной там армией, но армию эту взять на содержание.

Тем не менее, Варшава демонстрирует готовность к переговорам. Но в середине ноября 1648-го с Хмельницким происходит таинственная перемена. Не дожидаясь конца переговоров, он уводит войска на восток и 2 января 1649-го торжественно въезжает в Киев. Приехавшие следом переговорщики узнают о новой позиции гетмана: «Бог мне дал, что ныне я единовладец и самодержец руський … Лядская земля згинет, а Русь будет господствовать… Свободно мне там распоряжаться, мой Киев, я хозяин и воевода Киевский, дал мне это Бог… с помощью моей сабли».

Предшествовала таинственной перемене в поведении Хмельницкого его активная дипломатическая переписка с крымским ханом, турецким султаном и московским царём. Всех монархов-соседей гетман просил о протекторате.

kazaki12

Письмо Богдана Хмельницкого от 8 июня 1648 года царю Алексею Михайловичу Романову о желании запорожского казачества перейти под власть русского царя.

Результат этих переписок и привел в ноябре 1648-го к переменам в настроении Хмельницкого. Спустя месяц иерусалимский патриарх Паисий, будучи в Киеве проездом в Москву, получает для передачи царю Алексею Михайловичу официальное письмо с просьбой «о принятии Войска Запорожского под высокую государеву руку».

В мае 1649-го в Москву прибывает посланник Хмельницкого полковник Вешняк. «Нас, слуг своих, - писал Богдан московскому царю, - до милости царского своего величества прими и благослови рати своей наступить на врагов наших, а мы в божий час отсюда на них пойдём. Вашему царскому величеству низко бьём челом: от милости своей не отдаляй нас, а мы бога о том молим, чтоб ваше царское величество, как правдивый и православный государь, над нами царём и самодержцем был».

Но позиция русского царя неожиданно меняется. «Если королевское величество тебя, гетмана, и всё Войско Запорожское освободит, то мы тебя и всё войско пожалуем, под нашу высокую руку принять велим», - отвечает Алексей Михайлович. Может быть причина была в недавно заключённом Вестфальском мире, установившем в Европе запрет на аннексии. А может быть Москва просто водила «гайдамаков» за нос, провоцируя гражданскую войну на территории Речи Посполитой.

Но и Хмельницкий был не прост. Не сработало в Москве – сработает в Стамбуле. К моменту получения уклончивого ответа царя к казакам присоединились войска крымского хана и 6000 турок. 5 августа королевские войска потерпели сокрушительное поражение от казацко-османской коалиции, и король согласился на условия мятежников. Уже через 5 дней Хмельницкий, ставши на одно колено, целовал руку королю Речи Посполитой говоря, что у него и в мысли никогда не было поднимать оружие против короля, но что это казаки восстали против шляхетства, которое угнетало их как самых последних рабов.

Однако мирное соглашение не устроило ни одну из сторон, кроме татар, получивших значительный выкуп. Казаки и крестьяне продолжали резать землевладельцев. Шляхта, взбешённая действиями бунтовщиков, требовала их полного истребления. А Хмельницкий продолжал искать внешнюю поддержку для своей «богом данной» власти.

В конце 1650 года гетман получил ответ от турецкого султана Мехмета. «Обратившись к нам со своей всей искренностью, - писал султан Хмельницкому, - вы себя передаете под крылья и протекцию нашей необъятной Порты. Мы отнеслись к вашей просьбе с сердечной признательностью за доверие и ничуть не сомневаемся в вашей верности и искренности, которые мы теперь увидели. Поэтому мы направили сейчас крымскому хану Ислам Гирею подобные и строгие наши указания, приказав ему таким образом, дабы он никогда на польскую сторону не обращал ни свои очи, ни свои уши, а наоборот, если бы поляки захотели на вас внезапно и стремительно напасть, то, чтобы он всегда, когда будет в этом необходимость, сразу же вам помогал своим ловким и быстролетным татарским войском. Наша высокая Порта принимает вас под свою протекцию. Чтобы засвидетельствовать искренние и добрые чувства, с этим светлым письмом нашим посылаем вам отрез парчи и кафтан с тем, чтобы вы, дав веру этому светлому письму, как верный вассал наш, сразу же надели кафтан».

Надел ли Хмельницкий сразу турецкий кафтан, неизвестно. Но уже весной 1651-го он снова выдвигает свои войска на запад. В июне к нему присоединяются части крымцев. 19 июня под Берестечком польское ополчение, подкреплённое германскими наёмниками, разгромило казацко-татарскую армию. С севера в гетманщину вошёл князь Родзивил и занял Киев. 17 сентября 1651 года под Белой Церковью Хмельницкий подписал с коронным гетманом Потоцким новый договор, возвращающий казачество к домятежному положению.

Но что значил какой-то договор для гетмана Хмельницкого? Разочаровавшись в Порте, гетман снова обращается к северо-восточному соседу. В декабре 1652 года в Москве появляется посол Хмельницкого, войсковой судья Богданович, с челобитьем, чтоб государь умилосердился, велел принять Запорожское войско под свою высокую руку. Через три месяца к царю отправляются еще два посла. 24 декабря 1653 года в Чигирин к Хмельницкому приезжают московские послы. 8 января 1654 года казацкая старшина в Переяславле присягнула московскому царю. Представителей Сечи на Переяславскую Раду не позвали.

Переяславская измена Хмельницкого спровоцировала 7-летнюю войну Московского царства с Речью Посполитой, откол от Речи левобережной Украины и 50-летнюю гражданскую войну реестровых казаков против сечевиков, сторонников Москвы со сторонниками Варшавы и Стамбула, православных с униатами, левого берега Днепра с правым. Действия гетмана сплотили вечных врагов – Речь и Порту, которые совместно выступили против московско-казацких вооружённых сил.

В ходе войны, названной за последствия «Руиной», сын Богдана Хмельницкого, Юрий, избранный гетманом после смерти отца, снова сменил «геополитический вектор», присягнув в 1660 году королю Речи Посполитой. Следующий гетман, Пётр Дорошенко, в 1669-м перешёл в подданство турецкого султана, а в 1676-м, капитулировав московским войскам, поклялся в верности русскому царю. Тогда Порта снова объявила гетманом Юрия Хмельницкого, и вместе с ним турецкие войска дошли до Чигирина.

kazaki13

Илья Репин. «Казаки пишут письмо турецкому султану». В центре, за спиной писаря, - кошевой атаман Иван Серко.

Ключевую роль в итоговой победе Москвы над Портой и Речью Посполитой сыграла Сечь и её кошевой атаман Иван Серко, который принял участие в мятеже Хмельницкого, но в 1654-м отказался присягать московскому царю, в 1659-м привёл сечевиков под московские знамёна, в 1668-м присоединился к гетману Дорошенко и воевал на стороне турок, в 1670-м снова перешёл к московитам и в 1672-м таки принёс присягу царю. Переходя на сторону Москвы, и сечевики, и казацкая старшина надеялись обрести в лице царя идеального государя, который бы и деньжат подбрасывал, и не вмешивался в дела казацкие. Но не прошло и 20 лет мирной жизни в составе Империи, как казачество начало искать новую «политическую крышу».

 

Конец казачьей вольницы

Идея независимости Украины появилась только после её «воссоединения» усилиями Хмельницкого с Московским царством. И пришла она в голову лютому врагу запорожской Сечи гетману Войска Запорожского обеих сторон Днепра Ивану Мазепе. «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, - писал Мазепа, - что имею с теми собаками чинити? А всё то приходит от проклятого пса кошевого».

В первые годы XVIII века гетману стало ясно, что долго его зыбкой автономии под эгидой царя московского не удержаться: Пётр I, не считаясь с жертвами, выстраивал в своей стране «вертикаль власти».

7 ноября 1708 года Мазепа присоединился к войскам Карла XII, стоявших под Новгород-Северским, и обратился к пришедшим с ним казацким войскам: «Братія, прийшла наша пора; скористаємось цим випадком: помстимося москалям за їх тривале насилля над нами, за всі скоєні ними жорстокості й несправедливості, збережемо на майбутні часи нашу свободу і права козацькі од їх посягань! Ось коли надійшов час скинути з себе їх остогидле ярмо й зробити нашу Україну країною вільною й ні від кого не залежною».

По словам соратника Мазепы Филиппа (Пылыпа) Орлика, генерального писаря Войска Запорожского, содержание договора гетмана с Карлом было таким: взамен на помощь гетмана Украина и все «земли руськие», отвоёванные шведами у Московии, будут принадлежать независимому Княжеству украинскому, где бы Мазепа был пожизненным князем или гетманом. Швеция выступала военным гарантом независимости Украины.

Мазепа послал гонцов в Сечь, чтобы привлечь запорожцев на свою сторону. Письма с требованиями лояльности слал казакам и Пётр. Пользуясь положением, сечевики снова решили провести военно-политический «тендер». «Запорожцы и на этот раз заявили такое требование, которое было противно как Петру, так и Мазепе, чтобы в Малороссии не было старшины и чтобы весь народ был вольными казаками, как в Сечи», - пишет Николай Костомаров.

Посол царя в Стамбуле Пётр Толстой докладывал: «Получил я ведомость о злых замыслах козаков запорожских: прислали к крымскому хану просить, чтоб их принял под свой протекцион». В ставку Мазепы запорожцы пишут: «…Чтоб присланы были к нам на кош уполномоченные от короля шведского и польского и от него, Мазепы, для заключения договоров, за кем им быть».

Но тактика, веками срабатывавшая с турками, татарами и поляками, дала осечку. Царь Пётр отправил князя Меншикова с тремя полками и приказом «истребить всё гнездо бунтовщиков до основания». 11 мая 1709 года Сечь была взята и разрушена. Остатки сечевиков, в основном, бежали в границы Османской империи. Шведы были биты под Полтавой, Москва укрепила власть над центральной и левобережной Украиной. Не начни казаки свой вечный торг за «привилегии», как знать, чем бы закончилась война Москвы со Швецией.

Попытка восстановить Сечь была предпринята только через 24 года. Грамотой императрицы Анны Иоановны казаки были помилованы и приняты в российское подданство. Сечь взяли на государственное содержание, но на её территории появились российские военные посты «для смотрения за своевольными запорожцами».

В 1753-м Елизавета I запретила запорожцам избирать кошевого атамана. Завершила историю запорожского казачества императрица Екатерина, чей манифест гласил: «4 іюня Нашимъ Генералъ-Порутчикомъ Текелліемъ со ввѣренными ему отъ насъ войсками занята Сѣчь Запорожская въ совершенномъ порядкъ и полной тишинѣ, безъ всякаго отъ Козаковъ сопротивленія… нѣтъ теперь болѣе Сѣчи Запорожской въ политическомъ ея уродствѣ, слѣдовательно же и Козаковъ сего имени… Данъ въ Москвѣ, отъ Рождества Христова тысяща седьмь сотъ семьдесятъ пятаго года, Августа третьяго дня».

 

«История Русов». Завершение.

Несмотря на протесты серьезных историков, опровергнувших авторство «Истории русов» и оценивавших её как «памфлет» (Г. Карпов), «мутный источник» (Н. Костомаров), казацкие мифы рукописи приобретают в середине XIX века всё большее влияние, в том числе и в Украине. Идея «первородства» русов-казаков и их превосходства на этом основании над «русами московскими» тешила формирующееся национальное самосознание украинских интеллектуалов. Не отрезвила их даже позиция М. Грушевского, который хотя и признавал рукопись как источник развития украинской исторической мысли, но не соглашался признавать источником достоверной информации.

Поэтому не удивительно, что в 1918 году, когда гетман Скоропадский провозгласил создание Украинского государства, художник Георгий Нарбут, не колеблясь, повторил в его гербе главный элемент герба Войска Запорожского – казака с мушкетом на плече. Этот же художник изобразил Богдана Хмельницкого на денежных знаках государства Скоропадского.

kazaki14

Проект герба Украинского государства авторства Георгия Нарбута

В последние годы советской власти «Историю Русов» перевёл на украинский язык председатель Народного Руха Иван Драч, и в 1991 году она вышла большим тиражом в качестве достоверного и скрывавшегося властями знания об истории Украины.

kazaki15

"История Русов". Современное эксклюзивное издание. Цена 6950 грн.

Только в 2012 году тайна происхождения «Истории Русов» была в основном раскрыта. Кембриджский университет опубликовал книгу профессора Гарвардского университета украиниста Сергея Плохия «The Cossack Myth: History and Nationhood in the Age of Empires» («Казацкий миф: история и нация в эпоху империи»). Почти 30 лет исследований позволили автору утверждать, что «История Русов» была наполовину фантастическим произведением, написанным, вероятнее всего, в первом десятилетии XIX века стародубскими помещиками из окружения князей Безбородко.

 

Лекция Сергея Плохия "Козацький міф"

Дело в том, что после «воссоединения Украины с Россией» казацкая старшина рассчитывала быть уравненной в правах с русским дворянством. Со второй половины XVIII века началась придворная политическая борьба потомков старшины за дворянские права и «казацкие привилегии». Екатерина, уничтожившая Сечь, благоволила казацкой элите. Особенно в период, когда её статс-секретарём служил князь Безбородко. В царствование Александра I положение полупризнанных дворян-казаков пошатнулось. Написание «Истории Русов» стало, как бы сейчас сказали, успешной PR-акцией казацкой старшины для встраивания в элиту Империи. Настолько успешной, что скоро 200 лет как и сторонники «русского мира», и их оппоненты – украинские националисты черпают вдохновение из этого фантастического источника. Так история Украины в очередной раз начала вращаться вокруг борьбы казаков за свои привилегии – только теперь уже не военными, а идеологическими средствами.

kazaki18

Проект «большого герба» Украины, пытающийся соединить Украину казацкую с Украиной европейской.

Заданный стародубскими потомками казаков и не прекращающийся по сей день спор за право «первородства» на «богом данной земле», за право называться «русским», за исконность языка и главенство церкви позволяет к вящему удовольствию Москвы продолжать не замечать главный для современной Украины исторический факт. Тысячу лет, со времен Ярослава Мудрого и вплоть до 1939 года на белом свете жила европейская Русь-Украина. Не идеальная, но многонациональная, разноязыкая, терпимая ко всем религиям.

Universytet

Львовский национальный университет имени Ивана Франко. Год основания - 1661.

В этой стране русины, поляки, немцы, венгры, евреи, армяне и татары жили бок-о-бок. В этой стране в XIV веке было принято магдебургское право, ставшее основой местного самоуправления – а значит, ограничения центральной власти и развития низовых демократических институтов (на захваченной Российской империей территории магдебургское право было отменено к 1831 году). Сюда в XVI веке от преследования «священноначальников» бежал русский первопечатник Иван сын Фёдоров Москвитин. В этой стране два университета появились на 100 лет раньше, чем первый в Москве. Здесь за 7 лет до сдачи Хмельницким Киева Москве митрополит Пётр Могила искал способ примирить православие с католицизмом. И если Украине нужны правильные корни, то они там, а не в мятежной, агрессивной, изменяющей присяге и постоянно требующей от государства денег Запорожской Сечи.